Сейчас на российском рынке недвижимости настали непростые времена, денег на руках у населения остается все меньше. А, значит, и меньше сделок совершается, что негативным образом отражается на развитии нашего рынка — как жилой, так и коммерческой недвижимости.
Девелоперы стараются преодолеть "кризис жанра" и выйти из сложной ситуации с наименьшими потерями. Например, в периоды экономической нестабильности застройщики, столкнувшись с существенным понижением платежеспособности населения и спроса на жилье, начинают применять так называемые антикризисные стратегии.
Главная мера на этом поприще — это снижение цен. И сейчас уже никого не удивишь, если недвижимость бизнес-класса продается по цене комфорт-класса, а иногда и вовсе по расценкам эконом-класса. По мнению экспертов, это довольно действенный метод, вот только злоупотреблять этим не стоит. Сразу же надо оговориться, что если жилье бизнес-класса продается по цене эконом-класса, значит, оно уже прошло подготовку к этому.
Никто не спорит, что за последний год бизнес-класс стал намного демократичнее, но если дома в загородном поселке реализуются по невысоким ценам, внешний облик самого поселка наверняка претерпит изменения. Например, добавятся новые дома, а застройка существенно уплотнится, а еще сократится площадь придомовых участков.
Но, как утверждают эксперты компании ИНКОМ-Недвижимость, для того, чтобы класс проекта не снизился, неизменными должны остаться три основные его характеристики. Первая характеристика — это удобное расположение поселка и хорошая транспортная доступность. Такие характеристики всегда, что называется, на вес золота. Вторая характеристика касается отвечающего уровня бизнес-класса качество строительства и внешней отделки дома или квартиры. Плюс ко всему, в наличии должны быть все необходимые коммуникации.
Также нельзя менять и такую характеристику поселка или жилого комплекса как наличие рекреационных зон на самой территории поселка, а также спортивных и детских площадок, мест для прогулок и развлекательных зон. Если сохранить все перечисленные характеристики, то даже при понижении класса поселка с бизнес до эконома, сохранятся потребительские свойства застройки, характерные как раз для более престижного сегмента рынка.
Эксперты считают, что в дальнейшем цены на жилье бизнес-класса в дальнейшем будут снижаться.
"Уже никого не удивляет тот факт, что загородная недвижимость бизнес-класса продается по существенно заниженным ценам — деньги-то всем застройщикам нужны, так что эта мера совершенно нормальна. Есть один важный момент — раньше подавляющее большинство покупателей приобретали себе загородный дом бизнес-класса исключительно для летнего отдыха. Еще два года назад только 10 процентов покупателей рассматривали такой дом для круглогодичного проживания, — говорит заместитель руководителя агентства по продаже недвижимости "Леда" Ольга Никишина. — Ну, а за последнее время покупатели поделились примерно поровну — постоянно проживать в таких поселках бизнес-класса, пусть и по цене эконом-класса, собираются почти 50 процентов. Все сейчас считают деньги и не хотят переплачивать. Поэтому хорошо продаются проекты, где цены значительно снижены. Лично я прогнозирую, что процент приобретателей загородной недвижимости бизнес-класса, которые будут жить за городом круглый год, продолжит увеличиваться. Что касается цен, то они, если рубль существенно не укрепит свои позиции в ближайшие месяцы, обязательно начнут снижение — особенно в долларовом эквиваленте. Хотя сильного или резкого падения я не ожидаю, просто аппетиты у девелоперов будут теперь меньше, чем раньше, когда экономическая ситуация была более оптимистичной".