Ресурсоснабжающим компаниям будут возмещать затраты на строительство инженерных сетей, сообщили «Известиям» в ФАС РФ. В Минстрое инициативу пока не комментируют. Ожидается, что принятие проекта документа поможет наращивать годовые объемы ввода жилья. В прошлом году в РФ было введено 102,7 млн кв. м жилья, в позапрошлом — 92,6 млн кв. м, сообщили «Известиям» в аппарате вице-премьера Марата Хуснуллина. Подробности — в материале «Известий».
Без этого не модернизируемся
Новый механизм поддержки коммунальной инфраструктуры в РФ за счет Фонда национального благосостояния и других заемных средств (например, ДОМ.РФ) разработали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС РФ). Проект документа предусматривает, что ресурсоснабжающая компания по комплексной заявке застройщика может построить с привлечением средств ФНБ инженерные сети для техприсоединения к тепло-, водоснабжению, водоотведению. Это даст возможность организациям строить сразу сети большего диаметра с учетом подключения всех потенциальных объектов, а компаниям, планирующим строительство, снизить плату за подключение.
СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
По справке кабмина, Фонд национального благосостояния — важный элемент бюджетной системы России. В нем аккумулируется часть нефтегазовых доходов, которые образуются у государства благодаря высокой цене на нефть. Сбережение таких доходов помогает финансировать дефицит федерального бюджета и Пенсионного фонда РФ.
— Механизм, который предусмотрен проектом нашего документа, даст возможность создать коммунальной инфраструктуре большой объем подключений при комплексном освоении территории, строительстве жилых комплексов и других объектов, — объяснили «Известиям» в пресс-службе ФАС России.
Также существенно сократятся и сроки подключения, добавили в ФАС. Сейчас средний срок подключения составляет от 18 месяцев до трех лет.
— В случае реализации данного проекта процент снижения платы на подключение будет зависеть от количества застройщиков, которые будут использовать данные инженерные сети, — пояснил «Известиям» и.о. министра строительства и архитектуры Ставропольского края Валерий Савченко. — К примеру, на территории нашего региона реализация этого проекта позволит решить проблему отсутствия инженерных сетей ориентировочно на нескольких земельных участках общей площадью свыше 1000 га, которые сейчас потенциально рассматриваются для жилой застройки. Необходимость жилой застройки в пригороде Ставрополя обусловлена постоянным притоком новых жителей.
Отметим, что ФАС предлагает дополнительный механизм для привлечения ресурсов в такую финансовоемкую отрасль, как ЖКХ. По оценкам, которые приводят в Совфеде, потребность жилкомотрасли сейчас оценивается в 6–7 трлн рублей.
— Но провести модернизацию только за счет бюджетных средств не получится, — сказала «Известиям» член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Дина Оюн. — Хотя выделяемые из федерального бюджета, например, на новую программу модернизации ЖКХ суммы значительны: только на 2023–2024 годы 130 млрд рублей. А в целом по комплексному плану модернизации по различным источникам финансирования, в том числе ФНБ, общий объем инвестиций с 2023 по 2030 год, по подсчетам Минстроя, составит 4,5 трлн рублей.
По ее словам, предлагаемый проект документа дает возможность ресурсоснабжающим организациям «наполнить» инвестпрограммы реальным содержанием и стать партнером местных властей в развитии муниципалитетов. Также это поможет сделать более предсказуемой и доступной для каждого застройщика стоимость техприсоединения, а региону — иметь строительные площадки с готовой инженерной инфраструктурой, то есть экономить время на стройку.
— Как бывший глава города прекрасно помню, как строительство любого социального объекта в Кызыле упиралось в сложнейшие переговоры с ТЭЦ, Водоканалом, энергетиками, — рассказала сенатор Дина Оюн. — Выставлялись заоблачные цены за техприсоединения! То есть на застройщика одного объекта «навешивался» тариф за весь микрорайон. Инвестпрограммы самих ресурсников ограничивались только скромными ремонтными работами.
Зампредседателя комитета ГД по строительству и ЖКХ Николай Алексеенко напоминает, что инициатива антимонопольного ведомства идет в развитие уже существующих финансовых инструментов обновления коммунальной инфраструктуры, в том числе за счет средств ФНБ: это программы модернизации ЖКХ, «инфраструктурное меню». Алексеенко отмечает, что сейчас важно сформировать понятную схему возврата вложенных средств на долгосрочной основе за счет платы застройщиков за подключение, как раз это и предлагается в инициативе ФАС. Предполагается также, что повысится эффективность проектов с ФНБ за счет обязательной синхронизации таких проектов с комплексными схемами инженерного обеспечения территории.
— Сегодня существует проблема: когда есть проект будущей застройки территории, где планируется построить много домов силами нескольких застройщиков, за техприсоединением обращаются к РСО несколько компаний, — говорит руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое России Ирина Булгакова. — И она строит инфраструктуру не на все дома, которые там появятся, а для каждого застройщика. Если сразу положить трубу большого диаметра на всех, то не понятны дальнейшие действия, кто заплатит и как, не окажется ли РСО без оплаты. Наверное, если использовать деньги ФНБ, давать их под меньший процент, передавать гарантии, что действительно там будет определенное количество застройщиков, то это улучшит экономику как ресурсоснабжающей организации, так и тех застройщиков, которые будут строить на этой территории дальше.
В результате, подчеркивает Булгакова, это снизит себестоимость строительства и скажется на цене квадратного метра жилья для россиян.
— Это предложение ФАС является «глотком свежего воздуха» для коммунальной и строительной инфраструктуры, — убежден гендиректор ООО «Городская ресурсоснабжающая компания» Дмитрий Рекшня. — Такой механизм позволит построить и реконструировать необходимые объекты опережающими темпами. Большая часть объектов и систем по всей стране значительно изношены, а это оборачивается постоянным риском возникновения аварий, перебоями в поставке тепла и воды.
Порочная практика
Сложившаяся порочная практика подключать новостройки к старым сетям привела к многократному их перегрузу, износу и росту аварийности, рассказывает президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН) Никита Чулочников. В проектах комплексного развития территорий с большим объемом нового строительства это просто обвалит коммунальную инфраструктуру, рассуждает знаток темы. Вот почему сейчас так необходима программа глобальной и ускоренной модернизации сетей, строительства новых с запасом мощности, а также возможности гибкого перераспределения неиспользуемых мощностей для новых объектов.
Нарастающий износ коммунальной инфраструктуры, по разным оценкам, составляет порядка 60–70%. При этом многолетние программы ее модернизации длительный период составляли несколько процентов в год, и по темпам возникло серьезное отставание.
Однако из ключевых проблем — насколько обоснованно и эффективно будут перераспределяться уже существующие мощности, где отсутствует необходимая нагрузка потребителя, например, при банкротстве промышленных предприятий, добавляют в АКОН. По мнению Чулочникова, в нормативно-правовом акте ФАС необходимо учесть, что организация, занимающаяся модернизацией, заменой, строительством сетей, должна нести гарантийные обязательства по их обслуживанию на весь жизненный цикл. Это стимулирует использовать новые и качественные материалы, чтобы не нести избыточные расходы на постоянную замену сетей при возникновении аварий.
— Очевидно, что данный проект делает первый шаг в регулировании, когда необходимо подключение нескольких застройщиков по строительству общих объектов, — поясняют в Российских коммунальных системах (РКС). — Сегодня в этом вопросе имеется пробел. У нас был опыт в одном из регионов, когда пришлось выделять доли участия застройщиков по строительству общих объектов (сети и насосная станция) и с учетом этого определять индивидуальную плату за подключение. Это были отдельные договоры. В итоге не все застройщики внесли плату за подключение, часть компаний заявила о расторжении договоров, часть — об уменьшении нагрузки в связи с изменением проекта.
В РКС полагают, что новый механизм решает подобные проблемы, но пока только в отношении объектов, в которых задействованы средства ФНБ, или при согласии всех строителей. Застройщики будут подавать комплексную заявку на подключение и заключать единый договор. Причем его стороной также будет уполномоченный орган власти. Все участники будут отвечать солидарно по своим обязательствам, и в случае отказа застройщика от договора о подключении публичная сторона берет на себя его обязанности. Это позволит избежать ситуаций, когда кто-то из строителей подал заявку, но не пришел заключать договор, а его финансовое участие уже учтено и из-за этого невозможно подключить других.
— Сегодня в коммунальной инфраструктуре заметна острая нехватка источников финансирования и нет альтернативного решения, кроме как финансировать строительство и возведение объектов из тарифа, — сетуют в пресс-службе УК «Росводоканал». — И вся сложность заключается в том, что не все регионы могут компенсировать и поддерживать такого рода финансовую модель. Поэтому если есть возможность использовать ресурсы ФНБ, то это однозначно приведет к положительной динамике в виде снижения нагрузки на потребителей.
Первым делом «аварийка»
Инициатива ФАС будет полезна больше всего при реализации проектов комплексного развития территории (КРТ), новых проектов, нового строительства и тех жилых комплексов, которые будут располагаться рядом с новой застройкой, считает председатель совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ, депутат Мосгордумы Александр Козлов. Дело в том, что в модернизации зачастую нуждается сложившаяся десятилетиями местная застройка и где ничего нового практически не построить. Именно там высока аварийность систем, бывают перебои, страдает качество коммунальных услуг, замечает эксперт. Особенно это касается средних и небольших городов. Поэтому, рассуждает специалист, следует помогать реализовывать инициативы по государственно-частному партнерству и концессиям.
— Сейчас в первую очередь важно обратить внимание на субъекты с высоким уровнем аварийности на системах ЖКХ и в первую очередь именно в них осуществлять модернизацию, — призывают в ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ). — Поскольку в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации, привлечение средств ФНБ под гораздо меньший процент в сравнении с заемными средствами, предоставляемыми кредитными организациями, позволит сократить размер такой платы.
Учитывая, что программа модернизации коммунальной инфраструктуры рассчитана на несколько лет и будет реализовываться по пятилетним комплексным региональным программам, даже экспертам пока трудно предсказать, насколько снизится плата за технологическое присоединение. Роль играют много различных факторов: ставка по заемным средствам, стоимость строительных работ, оборудования, материалов.
Профессор Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ) Юлия Ларионова уверена, что реализация предложения ФАС будет востребованной прежде всего в крупных городах и мегаполисах. Там ежегодные объемы ввода жилья стабильны или растут и подтверждены платежеспособным спросом населения. При этом в небольших городах и поселениях, продолжает она, при отсутствии пула застройщиков, готовых в ближайшей перспективе реализовать жилищные проекты, отсутствии платежеспособного спроса граждан подобные комплексные заявки застройщиков могут остаться нереализованными (скажется недостаточный объем оборотных средств застройщиков, срыв сроков ввода жилья, невозможность реализации проектов). Хотя в комплексную схему инженерного обеспечения территории уже будет заложена подключаемая нагрузка, резюмировала специалист.
Источник: Известия