Россияне пережили множество неприятных моментов, связанных с оплатой услуг ЖКХ. В декабре власти провели внеплановую индексацию тарифов. В феврале жители разных регионов получили платежки с перерасчетом за тепло, естественно, не в их пользу. С марта анонсирован рост взносов на капремонт и введение системы альтернативного измерения норматива на общедомовые нужды. Прогноз по ситуации дал председатель Жилищного Союза, член комитета по ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ, юрист Константин Крохин.
- С 1 декабря в России второй раз за год подняли тарифы на коммунальные услуги: теплоснабжение, электроэнергию, холодную и горячую воду. Обещали, что уровень индексации не превысит 9%. Сейчас уже можно оценить, на сколько в действительности выросли тарифы?
- Практически во всех регионах произошло повышение тарифов выше 9%. Самый щадящий рост – 12%, но было зафиксировано повышение и на 24%.
Неприятным сюрпризом состоявшейся индексации является то, что ориентир в 9% ничего не значил. Есть регионы, которые могут себе позволить повышение тарифа выше установленной планки. У муниципальных властей практически прошла боязнь нарушить установленные на федеральном уровне лимиты. Интересы ресурсных монополий для их важнее, чем возмущение и несогласие народа.
Был применен запрещенный прием. Основная тяжесть в платежке - это не тарифы, а объем потребления. В течение последних двух лет власти по факту отменили запретительный норматив потребления, например, на общедомовые нужды, а также разрешили использовать расчеты не по счетчикам, а по нормативам. Поставщикам ресурсов выгодно начислять суммы по объему потребления, по нормативу. Они находятся в привилегированном положении.
Начиная с прошлого года количество надувательств потребителей кратно возросло, и это продолжается до сих пор. И неважно, что власти обещают не поднимать тарифы выше 9%. По факту люди получают платежки, суммы в которых в полтора-два раза выше по сравнению с прошлым месяцем. Повторюсь: это не из-за тарифов, динамика которых формально выполняется, а из-за объема потребления.
- Можно ли выделить услуги, которые стали основными драйверами роста сумм в платежках?
- Однозначно лидером антирейтинга стало тепло. Людей заставляют платить, в частности, за тепло, которое они не заказывали, не потребляли. Был зафиксирован рост до 52%.
С точки зрения процентного содержания в общем объеме коммунальных услуг тепло занимает доминирующее положение – это 40-50%. Платежку также сильно утяжелили взносы на капитальный ремонт. Это тоже очень серьезная долевая составляющая всей квитанции. В некоторых регионах повышение составило от 40% до 60%. Самый серьезный рост зафиксирован в Марий Эл, Архангельской, Свердловской областях. В этих регионах долгое время сохранялись низкие тарифы. Они не помогали реализации планов по капремонту и, я полагаю, на федеральном уровне было принято решение подогнать тарифы в этих регионах под общую картину по стране.
Это централизованная история, чтобы все имели средства и могли отчитаться перед президентом и доложить, что темпы капитального ремонта не снижаются.
- Почему каждый год происходит перерасчет сумм за отопление, и чаще всего не в пользу жильцов?
- Регионы могут выбрать порядок начисления сумм за отопление: или 1/12 каждый месяц, или по фактическому сезону. Большинство выбирают схему 1/12, так как пенсии, пособия у населения, как правило, не меняются месяц от месяца. Раньше право начислять плату по сезону было у новостроек. Получалось так, что потребители забывали, что летом не платили за тепло, а когда зимой приходили квитанции с суммами в два-три раза больше, чем у жильцов соседнего дома, они возмущались.
Остановимся на начислениях по счетчикам. Если говорить о приборах учета, то по закону с 2012 года все дома должны быть оснащены общедомовыми приборами учета воды, электричества и тепла. Предполагается, что сегодня не должно быть домов, в которых нет таких устройств (исключение - аварийные здания). Получается, что в течение года по этой системе начисляется плата за отопление на основе данных общедомового счетчика за прошлый год.
Счета выставляются в течение года по системе 1/12, чтобы оплата была равномерной весь год, поэтому мы платим за тепло и летом. Например, вы потребили в 2021-м 1200 единиц тепла. В таком случае в 2022-м за услугу ежемесячно придется платить 1200/12=100 единиц.
Но в январе 2023-го ресурсники, исходя из данных общедомовых приборов учета, посчитали, что за 2021-й мы потребили 1600 единиц тепла, а оплатили за год только 1200 единиц. 1600-1200=400 единиц надлежит оплатить. Именно сумму за эту разницу мы и видим в февральской платежке 2023-го. По квартирам и собственникам нежилых помещений сумма распределяется пропорционально площади. Я называю этот метод псевдорасчетным, так как расчет происходит не в режиме реального времени.
- Как сделать так, чтобы январские расчеты за тепло были справедливыми?
- Для этого в январе, на основании итоговых показаний по затратам на тепло за прошлый год, необходимо сделать перерасчет. По итогам сверки будут видны фактические расходы теплоэнергии. Если выяснится, что энергии потребили меньше, то за январь в графе за тепло должен стоять ноль. Ведь перерасчет может быть в пользу как одной, так и другой стороны. Получается, что иногда с потребителей должны взять больше, а иногда наоборот – поставщики им должны вернуть деньги. Для добросовестной управляющей организации это нормальный механизм.
- Но по факту получается, что перерасчеты сплошь и рядом не в пользу жителей. Почему?
- Наивно было бы полагать, что монополия (а она является таковой в любом населенном пункте) будет работать качественно и брать за свои услуги сущие копейки. Любая компания стремится к снижению издержек для себя и к получению прибыли. Увеличение тарифа – это способ ее существования. На естественные монополии даже пожаловаться некуда, потому что деятельность таких структур разрешена государством. Следовательно, они могут повышать тариф и снижать качество оказываемых услуг.
Начисления часто завышают: в среднем на 20%. Тариф у всех одинаковый, а вот объем потребления, повторю, почему-то становится все больше.
Или другой пример. Традиционный перетоп, когда весной потребителям приходится форточки открывать из-за невозможной жары. С этим тоже ничего поделать нельзя, так как сами жильцы не могут регулировать подачу тепла. Получается, в платежки автоматически заложена переплата. Люди платят оброк какой-то!
- Давайте подробнее поговорим про плату за капремонт, которая вырастет в этом году сразу в нескольких регионах страны…
- 72 региона уже провели повышение. Можно предположить, что если будет очередной рост, то взнос снова вырастет в тех же регионах. Но со временем на такой шаг пойдут и остальные. Рост тарифов – это один из показателей социально-экономического развития.
В конце 2022-го стало известно, что на специальных счетах капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) находится более 200 млрд рублей остатка. Многие профильные организации пытаются доказать, что эти деньги не работают. Они считают, что следует поднять порог перевода в общий «котел» при недостаточной собираемости с 50% до 75%, а также наделить региональных операторов обязанностью безвозмездного взыскания задолженностей. В таком случае, они сами будут устанавливать тариф, очередность капремонта, список домов. Это «вечный двигатель» по выкачиванию денег из населения.
Взять и отказаться от взноса потребители не вправе. Могу сказать, что эти взносы продолжат расти — потому что это выгодно поставщикам ресурсов и региональным властям. Сложно верить обещаниям, что в условном 2049 году чей-то дом будет точно отремонтирован. А между тем платить за капремонт приходится каждому жителю России уже сегодня. В итоге эти деньги уходят в карман региональных властей. Именно муниципалитеты решают - какие дома и когда затронет программа, какие виды работ будут сделаны. Не собственники, а депутаты.
Система «общего котла» не позволит решить проблемы капремонта. Она ущербна. Отремонтируют только старые дома (сталинки), которые первые в списке. На ремонт всех остальных, более новых, свежих зданий в конце концов к нужному году просто не хватит средств. А между тем деньги собирают со всех жильцов без исключения.
Уже лет через пять начнется дефицит со сборами. Перестанет хватать денег. Лет через 10 мы придем к тому, что система «общего котла» и программа капремонта полностью остановится. Больше других пострадают молодые дома, а их жители отдадут больше денег в «общий котел». Старые дома выиграют: их хотя бы покрасят.
- С 1 марта изменения коснутся потребления ресурсов на общедомовые нужды (ОДН). Изменения затронут расходы на холодную и горячую воду, водоотведение и электричество. Новые правила помогут приблизить расчетные значения к фактическому потреблению коммунальных услуг на ОДН? Суммы в платежках из-за новых правил станут больше или меньше?
- Как ранее определялся норматив? До 1 сентября 2022-го - исходя из многолетней статистики потребления и строительных норм. Например, по воде на ОДН был максимальный норматив — 5%. То есть во все сметы закладывалось 5% воды, которая идет на общедомовые нужды: мытье полов в подъездах, лифтов и пр.
С первого сентября прошлого года норматив отменили. Теперь управляющие организации имеют право по общедомовым приборам учета начислять ОДН. Получается так, что у управляющей организации нет никакого стимула экономить воду. Если раньше было 5% и все, то теперь сколько дом потребил воды, исходя из показаний счетчиков, столько и можно выставить потребителям за ОДН.
Аргументация для повышения стоимости может быть, например, следующей: «Мы очень хорошо мыли полы, а летом поливали асфальт, чтобы его остудить». Уже сейчас есть случаи, когда в платежки включают показатели воды, которую потребили все жители дома, все салоны красоты и спорткомплексы, расположенные на первых этажах. Все по общедомовым приборам учета - все «честно». Нарушений нет. Между тем, как тратили на мытье полов меньше 5% воды, так и продолжают тратить. Есть примеры, когда один дом платил 10 тыс. рублей в месяц, а потом ему раз — и выставили платеж на 450 тысяч!
Власти придумали альтернативу. Норматив выставят, взяв за основу то количество ресурсов, которое потребляют в другом таком же доме. Но возникает вопрос: какой дом возьмут за образец? Самый плохой? Нигде не прописано, кто будет нести ответственность за выбор. Понятно же, что управляющим организациям выгодно за основу брать показатели самого «дырявого» дома, который тратит самые большие объемы. Из-за этого нововведения суммы в платежках могут стать еще больше.
- Следующее повышение тарифов, как обещают власти, пройдет аж в июле 2024 года. Но, получается, что суммы в наших платежках растут уже сейчас, прямо на наших глазах — из месяца в месяц. Почему?
- Внутренний рынок — это источник роста для монополий, которые потеряли внешний рынок. Бизнес понял, что сфера ЖКХ — это манна небесная. На этом рынке нет независимых игроков, все тарифы расчетные. Какую сумму выставят, такую и придется заплатить потребителю. Если население начинает возмущаться, его можно задобрить, пообещав адресную поддержку.
Правда, помощь эта не работает в ряде регионов. Платежная дисциплина в ЖКХ самая высокая из всех отраслей — 95% по стране. Люди послушно платят, боясь в случае конфликта с государством оказаться без крыши над головой. Поэтому тарифы будут и дальше расти и на ОДН, и на тепло, и на капремонт. Для властей сфера ЖКХ - это надежный источник стабильного поступления денежных средств.
Источник: Московский Комсомолец