Лыжный оазис проступил сквозь стройки
07 Feb, 2012
В наступившем феврале на трассах горнолыжного курорта «Роза Хутор» в Красной Поляне пройдут этапы Кубка мира по горнолыжному спорту среди мужчин и женщин. Проведение таких соревнований — одно из требований МОК к будущей столице зимней Олимпиады; до сих пор в России горнолыжных событий подобного уровня не было. Если брать сегмент обычного туризма, то постепенно из большой олимпийской стройки вырисовываются очертания нового горнолыжного курорта с первоклассной туристической инфраструктурой. Пока по уровню цен на размещение и катание Красная Поляна сопоставима с известными горнолыжными курортами Европы, и амбиции у девелоперов серьёзные — будущую горнолыжную столицу Олимпиады они ставят в один ряд со знаменитым Куршевелем. Но для начала Красной Поляне надо хотя бы закрепиться на горнолыжной карте мира — даже сегодня сюда приезжает больше «летних» туристов, чем «зимних». Впрочем, по ряду параметров качественного горнолыжного отдыха Красная Поляна уже вышла на мировой уровень.
Уже почти Европа
«Я ошибочно предполагал, что только из-за того, что Сочи располагается в Восточной Европе, он будет похож на другие восточноевропейские курорты — в Болгарии, Румынии и Польше. Но я очень сильно заблуждался. Горнолыжные склоны и подъёмники Красной Поляны так же хороши, как и на большинстве крупнейших курортов в Альпах; здесь ты окружён очень доброжелательной атмосферой и можешь испытать на себе настоящее русское гостеприимство», — говорит британский горнолыжный обозреватель Джеймс Коув, посетивший более 300 зимних курортов мира. В составе большой делегации британских журналистов г-н Коув приехал в Красную Поляну по приглашению одного из европейских туроператоров.
Действительно, несмотря на то, что до Олимпиады ещё два года, уже сейчас краснополянские горнолыжные трассы предоставляют богатые возможности для катания. В России сопоставимо высокого качества горнолыжной инфраструктуры больше нет нигде, да и далеко не все известные курорты мира могут похвастаться столь же высоким его уровнем. Это в значительной степени связано с тем, что на многих европейских и североамериканских горнолыжных курортах инфраструктура создавалась сравнительно давно, в Красной Поляне же её начали строить менее десяти лет назад, а право на проведение Олимпиады сразу задало высочайший уровень технологий.
И, естественно, качество услуг краснополянских горнолыжных комплексов не идёт ни в какое сравнение с другими курортами Северного Кавказа — Домбаем и Приэльбрусьем. В Красной Поляне, например, ратраки (снегоуплотнительные машины на гусеничном ходу, используемые для подготовки горнолыжных склонов) работают на склонах всю ночь, и утром для лыжников открываются уже готовые для катания трассы. В Домбае же часто кажется, что техника почти не касается склонов горы Мусса-Ачитара, и единственными, кто занимаются подготовкой трасс, являются сами лыжники и сноубордисты. А спускаясь по склонам хребтов Аибга и Псехако в Красной Поляне, приходится отучать себя от привычки, приобретённой на других кавказских курортах, — постоянно оглядываться наверх с опасением, что тебя снесёт один из трёхсоткилограммовых снегоходов, которые в Домбае и Приэльбрусье почему-то ездят по тем же трассам, что и горнолыжники и сноубордисты.
Следует отметить и высокий уровень сервиса на подъёмниках и в отелях — менеджерами верхнего и среднего звена в различных объектах Красной Поляны часто являются иностранные специалисты, которые и формируют стандарты обслуживания отдыхающих. «Для нас поиск работников не был проблемой — мы можем привлекать менеджеров из других отелей сети Park Inn, но при этом и на местном рынке мы находим немало талантливых работников с хорошим потенциалом, которых готовим в соответствии с нашими стандартами» — говорит управляющий отелем Park Inn by Radisson Rosa Khutor в Красной Поляне Харальд Бюркле. В то же время отельеры признают, что определённые сложности при подборе персонала есть. «Проблема, безусловно, существует. Рынок труда Сочи не так богат квалифицированными кадрами гостиничного бизнеса, как хотелось бы. Малая представленность международных операторов на местном гостиничном рынке наложила свой отпечаток на его состояние», — отмечает генеральный менеджер отеля Tulip Inn Rosa Khutor Светлана Бурова.
Тем не менее, высокий по российским меркам уровень сервиса может стать главным аргументом в пользу Красной Поляны для значительного числа поклонников горных лыж. Если для опытных лыжников качество обслуживания и даже состояние инфраструктуры вторичны по отношению к наличию интересных и сложных трасс, то для тех, кто только начинает кататься или не ставит перед собой задач покорения природы, всё это является очень важной составляющей хорошего отдыха. В этом отношении Красная Поляна заведомо впереди Домбая, Приэльбрусья и горнолыжных курортов в других регионах России. На новых канатных дорогах здесь есть удобные подходы к кабинкам, кругом лежат резиновые коврики, две очереди подъёмников одного из комплексов, расположенных на небольшом перепаде высот, соединяет эскалатор, на кресельных подъёмниках работает подогрев сидений, а все трассы имеют хорошую и понятную разметку. Скоро на одном из комплексов откроется детская комната, где родители смогут оставить ребенка и покататься в своё удовольствие.
Олимпийские издержки
Сейчас в Красной Поляне (точнее, в прилегающем к ней посёлке Эсто-Садок) функционирует фактически три самостоятельных курорта: «Роза Хутор», на котором будут проходить все горнолыжные соревнования во время Олимпиады, спортивно-туристический комплекс «Горная карусель», на территории которого разместятся комплекс трамплинов и медиа-деревня, и горно-туристический центр ОАО «Газпром» («Лаура»), где идёт подготовка комплекса для соревнований по лыжным гонкам и биатлону. Четвёртый горнолыжный комплекс — «Альпика-Сервис», выкупленный «Газпромом» в 2008 году, — сейчас закрыт на реконструкцию: к 2014 году там появится центр санного спорта. Во время Олимпиады для любительского катания будет открыта только «Горная карусель» — остальные комплексы закроются в связи с проведением соревнований.
Однако всё-таки Красная Поляна — пока ещё далеко не полностью готовый для отдыха курорт. Во-первых, для катания открыты не все трассы — в наступившем сезоне на «Горной карусели» работает 12 километров трасс из 70 планируемых, на «Розе Хутор» — 38 километров из 80. Во-вторых, горнолыжные подъёмники сейчас воспринимаются как туристические оазисы посреди огромной стройки — работа идёт в три смены, что, естественно, не способствует спокойному отдыху в окружении горных вершин. Ещё одним следствием олимпийской стройки является практически полное отсутствие нормальных дорог за пределами основной трассы, соединяющей Красную Поляну и Адлер. Для прокладывания необходимых коммуникаций были перекопаны старые дороги, а новый асфальт пока не положили — за время стройки его всё равно разбили бы большегрузные машины. А так как средние зимние температуры в Красной Поляне колеблются около нуля градусов по Цельсию, то на дорогах — непроходимая каша. Поэтому погулять вечером в горах тоже не получится — остаётся ехать либо в какой-нибудь ресторан (их там уже, кстати говоря, немало), либо на вечернее катание, которое, правда, есть только на одном из горнолыжных комплексов.
Следующее неудобство курорта естественным образом вытекает из любви Владимира Путина, Дмитрия Медведева и прочих высокопоставленных гостей кататься на горных лыжах. Всякий раз, когда кто-то из них приезжает в Красную Поляну (а это случается чуть ли не каждые выходные), единственная пока трасса между Красной Поляной и Адлером перекрывается, и в течение часа-двух никто никуда не может уехать. Доходит до курьёзов: во время краткосрочного отдыха в Сочи президента Белоруссии Александра Лукашенко в конце января в кафе одного из горнолыжных комплексов Красной Поляны не было чёрного хлеба — машину с ним не пропустили через кордон безопасности. Все надежды отдыхающих и местных жителей сейчас возложены на строящуюся параллельную дорогу по руслу реки Мзымта, но пока она не будет завершена, ситуация с VIP-туристами, очевидно, останется без изменений.
Ещё один минус катания в Красной Поляне присущ многим российским горнолыжным курортам. Поскольку у горнолыжных комплексов, расстояние между которыми легко преодолеть пешком, разные хозяева, то и ски-пассы на всех подъёмниках — разные. Это значит, что вы должны либо весь отдых кататься на одном из комплексов, либо каждый день покупать новый абонемент в зависимости от того, где вы решили сегодня покататься. А это, в свою очередь, означает, что, во-первых, по утрам придётся постоять в очереди в кассу, а, во-вторых, вы не сможете пользоваться значительными скидками, которые даются при покупке ски-пасса на несколько дней. В компаниях-владельцах горнолыжных комплексов Красной Поляны сообщают, что работа в направлении создания единого ски-пасса ведётся, но даже приблизительные сроки его появления никто так и не обозначил. Хотя для «продвинутых» горнолыжников наличие единого ски-пасса на большую зону катания — это чрезвычайно важный момент при выборе места отдыха. Другая привлекательная особенность европейских курортов — бесплатный для обладателей билета на подъёмник лыжный автобус — в Красной Поляне также отсутствует, хотя есть проект связи между разными склонами с помощью совмещённой дороги по руслу Мзымты.