#ЗНАЕШЬЧТОПОКУПАЕШЬ

Приватизация заканчивается

21 May, 2009

Бесплатная приватизация жилья после 1 марта 2010 года продлеваться не будет. Федеральные власти не пошли навстречу московским чиновникам, просившим дополнительный год для обработки заявок от почти 800 тыс. потенциальных собственников московских квартир.

Москвичам, все еще не приватизировавшим свое жилье, но намеревающимся это сделать, стоит поторопиться. До окончания срока бесплатной приватизации осталось чуть больше девяти месяцев, и при этом в столице насчитывается еще 778 тысяч квартир, наниматели которых имеют право стать собственниками. Как опасаются столичные власти, в городе может повториться ситуация 2006 года (первоначальный срок окончания приватизации). «Нынешняя ситуация схожа с тем, что происходило в 2006 году, – считает первый замруководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда Николай Федосеев. – Когда в последний момент все ринулись оформлять документы, активизировались предлагающие посреднические услуги мошенники, и даже проживающие поблизости старушки начали занимать очередь для ее последующей перепродажи». По данным департамента, в первом квартале заявок на приватизацию было подано на 67% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Для приема документов выделены дополнительные помещения, приватизацией заняты треть сотрудников департамента (346 человек), в помощь им привлекаются квалифицированные безработные из центра занятости. Но несмотря на то, что ажиотаж был ожидаем, справиться с потоком заявок не удается уже сейчас. А очереди в районные отделения департамента и БТИ увеличиваются день ото дня. «Во время наших проверок живая очередь составляла до 40 человек, в списках значилось от 90 до 600 фамилий», – заявил на заседании городского правительства в начале апреля начальник инспекции по обеспечению контроля за объектами недвижимости Валерий Шатохин. По мнению чиновника, дальше «ситуация будет нарастать и может стать критичной».

Оценив масштаб проблемы, Юрий Лужков заявил, что городские власти обратятся в правительство РФ и Государственную думу с предложением продлить сроки бесплатной приватизации жилья в России.

Но до этого не дошло. На слова мэра сразу отреагировал председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, заявивший, что больше продления приватизации, мешающей созданию фонда социального жилья, не будет. Он раскритиковал действия местных властей и назвал их нерасторопными к пиковым нагрузкам в конце предыдущего срока приватизации, которые и стали причиной продления этого процесса еще на пять лет.

Повторную попытку обратить внимание федералов на свои проблемы столичные власти предприняли в понедельник на слушаниях в Мосгордуме, посвященных приватизации в Москве.

Как заявил руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда Петр Сапрыкин, «размер бедствия» очевиден: за 18 лет в Москве было приватизировано 2 млн 258 квартир, а на оставшиеся 9 месяцев придется более 700 тыс.

В «спокойные» годы в Москве приватизировалось 50–60 тыс. квартир в год, в ажиотажные – до 200 тыс. «Мы примем документы у всех, кто захочет их сдать, – пообещал Сапрыкин. – Но просим дать нам дополнительное время на их обработку». Как объяснил Сапрыкин, в этом случае все силы департамента были бы брошены на прием документов, а оформлением можно было бы заняться после 1 марта 2010 года. По его оценке, на это потребуется еще как минимум год.

Сейчас сроки оформления документов ограничены законодательством: два месяца дается муниципалитетам для подготовки документов на каждую квартиру, еще месяц – Росрегистрации для регистрации приватизированной квартиры. При этом за нарушение чиновниками сроков рассмотрения заявок и заключения договоров федеральным законом предусмотрены санкции.

Однако даже до этого договориться не удалось. «Надо работать: не копить документы, а сразу их обрабатывать, – заявил Крашенинников.

– В Гражданском кодексе есть статья 194, которая однозначно говорит про соблюдение сроков». Что до подачи документов, напомнил он, письменное заявление, сданное до 24.00 последнего дня приема, считается поданным в срок. Формально заявку на приватизацию квартиры можно будет сдать в 23.45 28 марта (в воскресенье) 2010 года. «Мы так и будем работать», – обреченно подтвердил Сапрыкин.

«Технологически Москва наиболее подготовлена к процедуре оформления документов, – постарался подсластить пилюлю заместитель министра экономического развития Игорь Манулов. – По оценке Росреестра, отказов в системе и ситуации «пробок» в городе не будет». «Очень правильно, что этот вопрос обсуждается сейчас, а не в феврале 2010 года», – похвалил московские власти и Крашенинников. После чего приободрившиеся депутаты начали высказывать предложения, как помочь департаменту, исходя из существующих реалий.

Прежде всего, решили депутаты, надо усилить разъяснительную работу с населением на предмет «минусов» приватизации.

Объяснять народу, что собственность – это не только приятное право, но и тяжкое бремя ответственности, что эту собственность придется содержать и ремонтировать за свой счет и никто уже не поможет неимущим владельцам безумно дорогой московской недвижимости в случае пожара и других чрезвычайных ситуаций.

В качестве альтернативы очередям в пунктах приема заявок было предложено создать их в почтовых отделениях, откуда можно будет посылать документы заказным письмом. Впрочем, на вопрос, что делать в случае пропажи писем или каких-либо проблем с самим пакетом документов (наличия в них ошибок или неполного комплекта), внятного ответа никто не предложил. Как вариант Крашенниников посоветовал обращаться в суд для «приостановления» срока рассмотрения заявки.

Депутат Михаил Антонцев попытался было вернуться к обсуждению вопроса продления сроков приватизации. «Те, у кого есть жилье, могут его приватизировать сейчас, а как быть тому, кто, простояв 20 лет в очереди, получит квартиру в марте будущего года? – заявил он. – Почему мы лишаем его этому права?» «Мы обсуждаем процедуру, а не отмену сроков приватизации, это совсем другая тема», – оперативно пресек неуместную инициативу спикер городского парламента Владимир Платонов. «Не всякое право должно быть материализовано, – поддержал его Манулов. – Я бы сравнил это с тем, как в советские годы люди занимали очереди за тем, что им не было нужно, даже не зная, что там дают, просто так».

По мнению депутата Госдумы, специалиста в области жилищного законодательства Галины Хованской, полное снятия временных ограничений на приватизацию было бы единственно справедливым решением.

«Я уже подавала аналогичные предложения в Госдуму, но они, к сожалению, были отклонены, – рассказала Хованская «Газете.Ru». – Не должно быть ограничений на приватизацию ни у кого, кроме новых очередников – малоимущих граждан, вставших на учет после 1 марта 2005 года по правилам изменившегося Жилищного кодекса».

По словам Хованской, из-за завершения срока приватизации могут пострадать три категории граждан: прождавшие жилье по 20 лет старые очередники, жильцы аварийных домов, чье отселение из-за кризиса может отложиться на неопределенный срок, а также граждане, не сумевшие договориться о приватизации внутри одной семьи (один отказывающийся от приватизации член семьи может заблокировать это право для всех остальных). Что до социального жилищного фонда, то его, по мнению Хованской, надо пополнять, не ограничивая право на приватизацию, а строя муниципальное некоммерческое жилье.