Расчистка футбольных полей
07 Jul, 2011
Минэкономразвития опубликовало проект закона об организации и о проведении в России чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конференций ФИФА по футболу 2017 года. Документ определяет условия и порядок проведения соревнований.
«Над законом работала большая группа специалистов. При Минспорте была создана специальная комиссия, массу работы мы провели и в юридическом плане. Сейчас этот документ направлен на согласование в различные ведомства и министерства, после чего будут собраны все отзывы, закон станет выноситься на правительственную комиссию. После нее он пойдет в Государственную думу. Мы хотели бы, чтобы закон был принят в конце года», — рассказал «Газете.Ru» министр спорта Виталий Мутко.
Законопроект состоит из четырех разделов и 16 глав: он регулирует отношения, которые возникают в связи с проведением ЧМ-2018, вводит специальный понятийный аппарат, определяет полномочия государства и регионов, описывает особенности трудовой деятельности, миграционной политики, обеспечения безопасности, защиты исключительных прав ФИФА на соревнования, осуществления валютных операций, налоговые льготы для инвесторов, вкладывающих в инфраструктуру ЧМ-2018, и организаций, участвующих в подготовке и проведении ЧМ.
ЧМ-2018 может пройти в Сочи, Москве (на трех стадионах: «Спартак», «Динамо», «Лужники»), Московской области, Санкт-Петербурге, Калининграде, Казани, Ярославле, Нижнем Новгороде, Саранске, Самаре, Волгограде, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Краснодаре. Подготовка к соревнованиям потребует строительства новых скоростных железнодорожных магистралей и автомобильных дорог.
Важная цель законопроекта — урегулировать земельные отношения из-за масштабного строительства объектов ЧМ-2018, признают в Минэкономразвития. Государство подготовило нормативную базу для изъятия земельных участков или расположенной на ней недвижимости с целью размещения объектов ЧМ-2018.
Решения изымать участки и дома у собственников будут приниматься на основании соответствующего заявления оргкомитета «Россия-2018».
Если участок находится в государственной или городской собственности и предоставляется гражданам или компаниям на постоянное пользование или в аренду, то органы власти прекращают эти права и изымают участок под строительство спортивных объектов, написано в проекте закона.
Для этого в течение двух рабочих дней со дня принятия решения гражданам или компаниям администрация региона направляет уведомление о расторжении договора аренды или безвозмездного пользования. Расторжение произойдет в течение пяти дней после того, как было получено уведомление. Размер убытков, которые подлежат возмещению, определяются на день принятия решения об изъятии.
Земельные участки, находящиеся в частной собственности, также подлежат изъятию. Новым собственником станет либо государство (если строительство объектов на участке идет за счет федерального бюджета), либо регион (за счет регионального бюджета и частных средств), либо город (за счет муниципального бюджета и частных средств).
Чтобы определить рыночную стоимость участка и размер убытков, подлежащих возмещению, администрация региона должна заключить договор с оценщиком.
Правительство вместе с администрацией регионов и городов сформируют список земельных участков и недвижимости, которые будут предоставлены взамен изъятых. Для этого региональная администрация утверждает схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, а затем все предложения о включении земельных участков направляет в Росимущество. В течение двух месяцев эти предложения рассматриваются и отправляются на утверждение в правительство.
При этом судебное разбирательство не является препятствием для принятия решения об изъятии.
Чтобы жителям частного сектора не пришлось переезжать в городские квартиры, авторы проекта предусмотрели, что взамен изымаемой недвижимости граждане смогут получить как квартиры, так и участки с частными домами. Об этом говорится в ст. 44, п. 1. В случае если собственность долевая, компенсация предоставляется «соразмерно» этим долям. При этом предусмотрено, что граждане могут расселиться, но это возможно только при соблюдении двух условий: во-первых, собственники не должны являться членами одной семьи, а во-вторых, не должно получиться так, что при предоставлении отдельной недвижимости гражданин окажется владельцем площади ниже установленного норматива (18 кв. м на человека). В такой ситуации гражданам добавят квадратных метров до положенного минимума, не потребовав компенсации.
Сочинский прецедент
В начале апреля 2009 года правительство утвердило перечень федеральных земельных участков в Сочи, которые будут предоставлены жителям города, подлежащим переселению из-за строительства олимпийских объектов....
Участок или квартира, предоставляемые взамен гражданину, могут быть больше или меньше по площади, предполагает проект закона. За «лишние» метры будут доплачивать граждане, за «недостачу» — власти. Деньги возьмут из бюджета того уровня, под чей объект изъяли земли. В проекте оговорено, что использовать такой сценарий возможно только с согласия гражданина. Ограничения по срокам для поиска подходящей недвижимости для гражданина проект не устанавливает. Наоборот, в ст. 44 прописывается, что взамен изымаемой недвижимости гражданин может согласиться на получение квартиры в строящемся доме. Тогда у него останутся права собственности на изымаемую недвижимость до момента регистрации новых прав.
В проекте записано, что взамен изымаемого власти должны подыскать гражданам жилье, «исходя из максимальной территориальной близости». Разница рыночной стоимости при этом будет возмещаться только в том случае, если новый участок или квартира отличаются по площади от изъятого. За равные площади компенсации не полагается. Для оценки стоимости будут привлекаться оценщики.
Законопроект вызвал многочисленные разногласия между Минэкономразвития и Минспорттуризма. Так, в МЭР требуют доработать финансово-экономическое обоснование к законопроекту, уточнить расходы, определить источники финансирования строительства и реконструкции регионов, а также привести данные о том, сколько денег понадобится из бюджета уже после реализации проекта на функционирование создаваемых объектов, подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту. В Минспорттуризма возражают, что доработка финансово-экономического обоснования невозможна, поскольку еще продолжаются согласования с ФИФА. При верстке федерального бюджета на 2012—2014 годы Минфин заложил на проведение чемпионата мира 105 млрд рублей. Это сумма прописана в материалах, подготовленных ведомством к первому бюджетному совещанию в правительстве.
«Нового Сочи» при подготовке к чемпионату мира не будет, уверены эксперты. «Скандалы в Сочи были в самом начале. После того как была выстроена методика оценки, 90% скандалов прекратились», — заявил председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. Депутат считает, что, если власти будут придерживаться таких же методик, обиженных не будет. «У нас есть закон «Об оценочной деятельности», я думаю, что никакого волюнтаризма не допустят», — поясняет он. «В Сочи конфликтов было много, но вопросы разрешили. Сейчас конфликты могут быть, но в гораздо меньшей степени, все-таки уже есть опыт законодательного урегулирования», — соглашается директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.